МЕЖДУНАРОДНОЕ
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
И ПРОФИЛАКТИКИ СТАРЕНИЯ

www.zamolodost.ru

This page require Adobe Flash 9.0 (or higher) plug in.

Статьи

Беспомощный ребенок. Родители, как вы это делаете?
Добавил(а) Пономаренко Анастасия   
21.11.15 15:53

Выученная беспомощность - это нарушение способности преодоления возникших трудностей, и отказ от любых действий для преодоления кризисной ситуации. Отказ от активных действий мотивируется отрицательным предшествующим опытом преодоления неудач в сходных ситуациях.

Немецкий психолог Юлиус Куль выяснил, что если три таких составляющих компонента, как:

1.    Отсутствие у человека уверенности в собственных силах - чтобы самому справиться с задачей;
2.    Ощущение невозможности контроля над ситуацией;
3.    Уверенность, что неуспех зависит от личных качеств

присутствуют одновременно, то возникает состояние «выученной беспомощности». Если человек уверен, что не устраивающая его ситуация не зависит ни от его поведения, ни от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить; что во всех своих неудачах виноват только он (его глупость, бездарность, профессионализм и.т.д), а успех, если вдруг случается, обусловлен удачным случайным стечением обстоятельств или помощью извне, а уж никак не его способностями, то он ничего не будет предпринимать для исправления ситуации.

И вот эту безобразную мысль ребенку чаще всего внушают в детстве любящие родители. С помощью гиперопеки. С помощью равнодушия к эмоциям. Когда на любое достижения ребенка реагируют равнодушной усмешкой: мог бы и получше сделать. Когда авторитарно заявляют: родители лучше знают, что нужно. Когда кормят насильно (пищевое насилие — самое травмирующее). Когда делают за ребенка выбор в ситуации, когда ребенок может сделать его самостоятельно (пойдешь заниматься музыкой — и точка; будешь поступать в этот институт — и не спорь).

Наличие выученной беспомощности у человека можно легко определить на основе слов - маркеров, употребляемых в речи. К таким словам относятся:

• «Не могу» (просить о помощи, строить нормальные отношения, изменить свое поведение и т.д.);
• «Не хочу» (учить трудный предмет, менять образ жизни, решать существующий конфликт и т.д.);
• «Всегда» («взрываюсь» по пустякам, опаздываю на встречи или работу, вечно все теряю и т. д., то есть «я всегда таким  был, есть и буду»);
• «Никогда» (не могу вовремя подготовиться к встрече, не прошу о помощи, у меня никогда не получится справиться с этой проблемой и т.д.);
• «Все бесполезно» (нечего и пытаться, никогда ни у кого ничего в этой ситуации не получалось, и не такие как ты пробовали, но...);
• «В нашей семье все такие» (семейные послания о способностях к определенным наукам, о неудачной судьбе или замужестве).

Беспомощность часто маскируется за различными состояниями, которые идентифицируются как нечто иное, например, неврастения, усталость, апатия. Как ни странно, но поведение людей в состоянии выученной беспомощности бывает диаметрально противоположным. Основными вариантами поведения бывают:

1.    Псевдоактивность (бессмысленная, не целенаправленная, суетливая деятельность, которая не ведет к результатам и с последующим торможением);
2.    Полный отказ от деятельности;Ступор (состояние заторможенности, непонимания);
3.    Использование стереотипных действий чтобы найти одно, адекватное ситуации, при постоянном контроле результатов;
4.    Деструктивное поведение (агрессия, направленное на себя и/ или окружающих);
5.    Смещение на псевдоцель (занятие другой деятельностью, которая дает ощущение достижения результата - замещающее действие

Таким образом, выученная беспомощность – это своеобразная психологическая защита своего Эго. Мы подсознательно не можем допустить, чтобы наше глубинное Я, сама наша сущность была подвергнута остракизму окружающих. Никто (в том числе и мы сами) не должны сомневаться в том, что суть наша, ядро, стержень, всемогущи и прекрасны. Поэтому, для сохранения мощи  своего Эго, человек идет до конца. Использует самые изощренные, самые разрушительные виды психологических защит, в том числе и запредельное торможение – депрессию.

Я так подробно останавливаюсь на этой самой беспомощности, потому как в последнее время это становится самой главной причиной неуспешности современных подростков как в учебе, так и в отношениях.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Материалы по теме...