МЕЖДУНАРОДНОЕ
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
И ПРОФИЛАКТИКИ СТАРЕНИЯ

www.zamolodost.ru

This page require Adobe Flash 9.0 (or higher) plug in.

Статьи

О проблеме взаимоотношений.
Добавил(а) Пономаренко Анастасия   
16.06.15 14:49

Человек с человеком испокон веку ведут монолог
(Станислав Ежи Лец)


Вечная проблема управления взаимоотношениями. Нам кажется, что мы понимаем друг друга. Мы уверены в том, что прекрасно понимаем других людей — их переживания, чаяния, надежды. А другие, как нам кажется, просто обязаны понимать нас: что мы имеем ввиду, когда говорим так, а не иначе. Почему мы грустим. Почему мы злимся. Что нам необходимо для счастья.

 

У нас присутствует искреннее желание того, чтобы другие люди согласились с нашими аргументами, стали думать, как мы. Мы-то уверены, что понимаем все правильно! Что правильно пониманием других (особенно близких).

А как же иначе? Ведь мама-то в раннем детстве всегда нас понимала, поддерживала, угадывала наши желания. Мы привыкли. Мы считали это правильным. Мы же знатоки психологии семейных отношений! Потом, правда, все пошло по-другому. Родители стали считать, что наши желания, наши просьбы — это простые капризы. Взаимопонимание начало уходить... И где-то лет в 5 - 7 мы стали думать, что нас не понимают. Хотя в слово «понимание» вкладывали несколько другой смысл. На самом - то деле мы хотели проявления любви, поддержки, одобрения, сочувствия.

Вот так с детства мы страстно желаем быть понятыми. Это стало нашей ахиллесовой пятой — если, например, близкие нас не понимают, то не любят. Вот такая корреляция. Эти два понятия слились для нас в единое целое. Потому, нам так страшно быть непонятыми, особенно теми, кто нам дорог.

Хотя, «...мы живем по «карте» ощущений, которая сама по себе реальностью не является» (К. Роджерс). У каждого из нас своя картина мира, центр которой — мы сами, и мы  транслируем ее вовне. У другого своя транслируемая реальность. Так эти реальности и существуют параллельно, периодически соприкасаясь, конечно, но лишь отдельными гранями. Как в фильме «Большая перемена»:

-Нет, ты меня не любишь!
-Да люблю я тебя, понимаешь, люблю!
-Если бы ты меня любил, ты бы учился на одни пятерки!

Вот так вот: в одной картине мира любовь — это хорошие оценки, в другой ….это нечто иное.

Коммуникация имеет, по Роджерсу, две одинаково важные фазы: способность выразить свои эмоции и быть открытым, чтобы почувствовать реакцию партнера. Но, чтобы откровенно проявить свои эмоции, нам мешает эмоциональный багаж прошлого опыта. Чтобы понять и принять реакцию другого — наши психологические защиты.

Мы уверены в том, что можем понять других так же, другие могут понять нас. Однако, мы не знаем опыта других людей, истинных причин их поведения, также, как они не знают причин наших реакций. Ведь за каждым нашим словом и поступком стоит наш субъективный опыт. Наше понимание правильности. Наши чувства. А наш визави понимает нас в силу собственного опыта, собственных чувств, своих представлений о мире.

Так и живем: кажется, что разговариваем с другими, а разговариваем с собой. Со своей картиной мира. И страшно удивляемся, что нас не понимают.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Материалы по теме...