МЕЖДУНАРОДНОЕ
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
И ПРОФИЛАКТИКИ СТАРЕНИЯ

www.zamolodost.ru

This page require Adobe Flash 9.0 (or higher) plug in.

Статьи

Психологи против старения
Добавил(а) Пономаренко Анастасия   
31.05.15 14:04

Размышления психологов о процессах, происходящих при старении, можно объединить в две большие группы. Одна группа ученых анализирует период старения на основе принципа компенсации (Н.К. Корсакова, О.Н. Молчанова и др.), другая – разрабатывает идеи о возможности выхода психики человека на качественно новый уровень развития личности (Э. Эриксон, Р. Пекк, П. Балтес и др.).

По исследовательским данным,  перечень потребностей в пожилом возрасте во многом тот же самый, что и в предыдущие периоды жизни, однако изменяется структура, иерархия потребностей. Прослеживается выдвижение в центр потребностной сферы пожилого человека потребности в безопасности, в автономии и независимости, а также в проецировании на других своих психических проявлений. Потребности в творчестве, в любви, в самоактуализации и чувстве общности становятся менее значимыми.

В исследованиях О.Н.Молчановой показано, что, наряду с общим снижением ценности Я и его отдельных аспектов, с возрастом проявляется новая тенденция, названная автором психологическим витауктом. Психологический витаукт – это факторы стабилизации и компенсации Я-концепции в позднем возрасте. К ним относится высокая реальная самооценка по ряду параметров. Она проявляется в фиксации на позитивных чертах своего характера; в снижении идеальных и достижимых целей, а также в их сближении с реальной самооценкой; в относительно высоком уровне самоотношения; в признании своей позиции удовлетворительной (даже если она не является такой); в ориентации на жизнь детей и внуков и др.

Р. Пекк, развивая идеи Э. Эриксона, утверждал, что человеку в период старения необходимо решить ряд новых возрастных задач, чтобы полностью сложилось чувство целостности личности. Для этого ему следует сделать следующее:

•    перейти к новому рассмотрению себя, своей уникальности через призму не только какой-либо одной роли (профессионала или родителя), но и других (общественник, защитник животных и др.);
•    осознать факт неизбежности ухудшения здоровья и старения тела, заняться профилактикой старения и активного долголетия;
•    преодолеть озабоченность перспективой близкой смерти, принять мысли о смерти без ужаса, продлить собственную жизненную линию благодаря участию в делах молодого поколения.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман определяют норму психического развития в старости как указание на высшие возможности, на вершинные достижения данного возраста. Чем старше возраст, тем реже в реальной жизни встречаются индивиды, которые отвечают этим требованиям. Примерами нормы авторы считают лишь уникальные биографии людей, про которых говорят: «Человек на все времена!». В биографиях большинства людей обнаруживается множество примеров остановки, регресса, несоответствия нормативному развитию, соскальзывания на уровень обыденного функционирования.

Б.Бромлей описывает пять основных жизненных позиций в позднем возрасте: конструктивное отношение человека к старости; зависимое отношение; защитное отношение; отношение враждебности к окружающим; отношение враждебности к самому себе и своей жизни. В типологии Ф. Гизе выделены три типа личности в старческом возрасте: старик-негативист, старик-экстраверт, старик-интроверт. И.С. Кон для выделения социально-психологических типов старости в качестве критерия использует такие формы деятельности, как общественно полезная, деятельность на благо семьи, деятельность по устройству индивидуальной жизни и др. Он обнаруживает психологически благополучные, позитивные и отрицательные типы старости.

Л.И. Анцыферова показала, что можно выделить два основных личностных типа пожилых людей, полагаясь на совокупность характеристик, среди которых – уровень активности, стратегии совладания с трудностями, отношение к миру и себе, удовлетворенность жизнью.

Пожилые люди первого типа мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на занятие новым интересным делом, склонны устанавливать новые дружеские связи, сохраняют способность контролировать свое окружение. Все это ведет к переживанию ими чувства удовлетворенности жизнью и даже увеличивает ее продолжительность.

Пожилые люди второго типа характеризуются как пассивно относящиеся к жизни, испытывающие отчуждение со стороны окружающих. У них наблюдается сужение круга интересов, снижение показателей интеллекта по тестам, потеря уважения к себе, ощущение ненужности и личностной неадекватности.

Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что проявляется в качественном своеобразии и разнонаправленных тенденциях показателей общего интеллекта и специальных способностей. Большое значение имеет здесь психологический возраст.

В исследованиях времени простой реакции и реакции выбора показано увеличение вариативности в группах пожилых людей по сравнению с группами молодых испытуемых. Самая быстрая реакция у молодых и пожилых людей была одной и той же. Однако число таких реакций у пожилых людей было значительно меньше. Отсюда следует снижение средних показателей для группы пожилых людей. Большая часть возрастных различий во времени реакции выбора исчезает, если человеку разрешается потренироваться в течение нескольких дней, благодаря чему действие автоматизируется.

Показано, что автоматические процессы практически не подвергаются влиянию старения.

Пожилые люди практически не обнаруживают ухудшения в отношении заданий на концентрацию внимания. Концентрация внимания измерялась путем предъявления непрерывного ряда букв на экране компьютера. От испытуемого требовалось отвечать каждый раз, когда появлялась определенная буква. При исследовании избирательного и распределенного внимания у пожилых людей обнаружилось выраженное снижение этих показателей. Возрастные различия усиливались по мере усложнения задания, если требовалось распределять внимание между двумя и более стимулами. При выполнении простых заданий различия практически не обнаруживались. При усложнении задания пожилые испытуемые оказывались в худшем положении.

Как наша психика, наши эмоции связаны с обменом веществ? Как оказалось, самым непосредственным образом! Хорошее настроение, чувство эмоциональной приподнятости повышают активность симпатической нервной системы. Растет концентрация в крови адреналина и норадреналина. А эти гормоны прямо повышают мышечный тонус и вызывают интенсивное расщепление жира. В организме появляется энергия, и мы теперь готовы к свершениям.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: