МЕЖДУНАРОДНОЕ
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
И ПРОФИЛАКТИКИ СТАРЕНИЯ

www.zamolodost.ru

This page require Adobe Flash 9.0 (or higher) plug in.

Статьи

ЕГЭ глазами психолога
Добавил(а) Пономаренко Анастасия   
24.05.14 20:39

У выпускников и их родителей  начинается самая тревожная и ответственная пора — сдача ЕГЭ. Нервы на пределе, естественные проблемы подросткового возраста — повышенная эмоциональность, гормональная перестройка — усугубляется высочайшей нервной обстановкой как в школе, так и дома.

Учителя бегают, дергают друг друга и детей, устраивают бесконечные проверочные тесты. Дома родители отложили все свои дела, пьют валерианку,
и вместе с отпрыском решают одну - единственную, наипервейшую на сегодняшний момент задачу: как достичь успеха.

А в слово «достижение успеха» вкладывают один-единственный смысл: поступление в престижный ВУЗ.

Никто не оспаривает тот факт, что хорошее, качественное образование хорошо помогает в карьере. Но оно не является обязательным условием успеха.
Это как в известной задачке по логике: «У всех негров кудрявые волосы, значит ли это, что все кудрявые люди — негры?»

А вот задерганный невротик, который только что и умеет правильно разгадывать тесты да принимать участие в олимпиадах, вряд ли достигнет карьерных высот.
Потому, как успешность, кроме знаний, требует еще и других качеств: умение организовывать людей, слышать собственную интуицию, не бояться рисковать.

Но, к сожалению, сейчас складывается ситуация, когда  последние два года обучения в школе полностью посвящены подготовке к ЕГЭ.
А система подготовки к ЕГЭ не подразумевает развития лидерских качеств. Наоборот, все предельно просто. Репетиторы, тестирование, контрольные, репетиторы, репетиторы...

Когда столько денег и сил потрачено на подготовку к экзаменам, бедному выпускнику кажется немыслимым, невероятным допустить ошибку.
Ошибиться — это значит подвести родителей, учителей. Потраченные деньги, силы— все прахом.

И вот уже нервная система  школьника  натянута, как пеньковый канат: не подвести, не оплошать...

Одна из основных причин неудачной сдачи ЕГЭ — повышенная тревожность школьника, сильнейший невротический страх «потерять лицо».
В состоянии жесточайшего стресса   школьники, бывает, даже не в состоянии прочитать, что написано в билете. Точнее, прочитав, не понимают смысла прочитанного.

Для преодоления экзаменационного стресса и успешной сдачи ЕГЭ я предлагаю школьникам метод «парадоксальной интенции». Этот метод был разработан
австрийским психотерапевтом В. Франклом и успешно применяется для лечения невротических страхов.

Техника парадоксальной интенции, в данном случае, состоит в том, что выпускнику надо ярко представить, что будет, если он экзамен сдаст очень плохо.
И, если такое случится, каким образом можно будет потом выходить из сложившейся ситуации.

В начале, конечно, школьник описывает ситуацию несдачи ЕГЭ, как «ужас», «кошмар», «катастрофа» и тому подобные высокоэмоциональные эпитеты.
Однако, по мере того, как я помогаю ему осознавать, что он — это не только экзамен, и не надо оценивать себя по шкале: «сдал экзамен — хороший человек; не сдал - плохой»,
ситуация меняется.

Дыхание становится более спокойным, перестают лихорадочно блестеть глаза, дрожать голос. Подросток начинает осознавать, что никакой катастрофы не случится
— родители не перестанут любить и поддерживать, руки-ноги остануться целыми. Истино близкие друзья не отвернуться, а те, которые откажут в поддержке в такой трудный момент
— до свидания, друг познается в беде.

Находится ответ и на вопрос, как выходить из ситуации. Мало того, что можно пересдавать экзамен 3 раза, так и хороший ВУЗ не гарантирует хорошей работы.
Пусть учебное заведение будет по-проще, но дополнительные курсы повышения квалификации, тренинги, стажировки уровняют шансы на работу в престижной компании
с выпускниками ведущих ВУЗов.

В конце концов, есть и второе высшее образование. И, если уж так хочется иметь диплом экономического факультета МГУ, все в наших силах.
Ясно, что второе высшее — более долгий путь, но он есть. То есть, нет никакой катастрофы, никакого «ужас-ужас».
И даже из самой плачевной ситуации на экзамене найдется выход.

Родителям обязательно нужно научить выпускника преодолению невротического страха провала, страха «потери лица».
И, кроме репетиторов, имеет смысл уделить время и психологической подготовке к ЕГЭ, умению преодолевать стресс.

Пономаренко Анастасия, психолог, автор книги «Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: