МЕЖДУНАРОДНОЕ
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
И ПРОФИЛАКТИКИ СТАРЕНИЯ

www.zamolodost.ru

This page require Adobe Flash 9.0 (or higher) plug in.

Статьи

Дегероизация нашего времени.
Добавил(а) Пономаренко Анастасия   
16.11.12 21:58

Помню старый советский фильм «Большая перемена». Была там героиня – учительница литературы, - которая задала написать сочинение на тему «На кого я хочу быть похожим». Ученики вечерней школы погрузились в раздумья - о ком писать – и, надо сказать, неспроста. Положительных примеров для подражания в СССР было достаточно. Это и космонавт Гагарин, и ткачиха Гаганова, и полярник Папанин. Притом, что во всех статьях и передачах обязательно подчеркивались те качества, которые помогли их обладателям достичь столь высоких жизненных результатов. Как бы сказали сейчас – «стать успешными». И это были далеко не самые плохие человеческие качества: трудолюбие, целеустремленность, упорство.

Современный молодой человек, предложи ему такую тему сочинения, впал бы в ступор не потому, что масса примеров и трудно выбрать, а наоборот – слишком мало о ком сейчас есть достаточно позитивной информации.Герои страны

А ведь человеку просто необходимо опираться на внешние положительные примеры - иногда внутреннее вознаграждение за хороший поступок бывает недостаточным. Этот закон открыл американский психолог А. Бандура. Он доказал с научной точки зрения, что человеку для научения необязательно прямое положительное подкрепление, как собаке Павлова. Подкрепление может быть и косвенным, то есть мы можем укрепиться в упорстве достижения наших целей, видя, как другой получает награду.

Но как часто мы получаем позитивную информацию о достойных людях? Как часто журналисты  пишут о ком-то: добился хороших результатов  благодаря жизненной стойкости, упорству? Нет, журналисту надо выискать что-то порочащее человека: вот он совершил недостойный поступок – потому и наверху.  Хотя «недостойный» - понятие иногда более чем условное.

Почему не написать, например, что Павел Астахов в 20 лет работал на трех работах, чтобы прокормить свою молодую семью и при этом учился «на отлично» - чтобы получать повышенную стипендию? Достойный пример для подражания. Пример ответственности, трудолюбия, силы воли. Но - нет! Мы лучше напишем о каких-нибудь негодяях, которые жену бросили, алиментов не платят, пьют.  Или сидят у жены на шее. А про Астахова если и  писать, то только гадости. А неожиданно  что-то положительное промелькнет - потонет в шквале негативной информации.

Кто знает, что Владимир Мединский был ленинским стипендиатом? И кто из современной молодежи представляет, как надо вкалывать, чтобы такую стипендию получать? Так напишите об этом, приведите достойный подражания пример! Но большинство статей о нем выходит с рефреном: злодей, так как не в оппозиции и предан «Единой России».

Бедную Кейт Мидллтон, жену принца Уильяма, обвинили во всех смертных грехах, самый невинный из которых - «взяла измором». Вместо рассказа юным девушкам о том, как стать настоящей принцессой. Какой это труд - всегда быть выдержанной, интеллигентной, уметь себя вести.  Что нужно много  читать хорошей литературы, чтобы быть интересной собеседницей. Уметь всегда улыбаться, даже если на душе тяжело. Нет, «акулам пера» это неинтересно.

Вот и получается, что современным подросткам просто негде взять положительные примеры для подражания. Хотя, как считал А. Бандура, научение путем наблюдения гораздо более эффективно, чем научение путем личного опыта. Наблюдая, и уподобляя свое поведение положительным примерам, мы не просто мимикрируем, мы включаем мыслительные процессы. И, конечно, в таком случае  наше мышление направлено на созидание. Привлекательные, известные люди скорее будут замечены. Но пока они используют свою привлекательность и известность только в рекламе товаров. У них наверняка есть масса положительных сторон, и современные подростки с удовольствием брали бы с них пример. Но пока, увы, писать об этом неинтересно, это не приносит изданиям новых рекламодателей.

И у современного поколения остаются только положительные примеры прошлого – трудолюбивые, волевые, целеустремленные.

Автор: Пономаренко Анастасия

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Материалы по теме...